karl_y_klary (karl_y_klary) wrote,
karl_y_klary
karl_y_klary

Igor

Igor

Нетрадиционная рубрика #Спокойной_ночи_взросляки.
Первые упоминания о песне относятся к концу XVIII века, хотя, вероятно, она датируется более ранним периодом. По имеющимся сведениям, текст в первый раз был напечатан в 1790 году в сборнике Львова—Прача. Радищев в том же 1790 году упоминает её в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Из воспоминаний современников известно, что Пушкин любил петь песню «про белую берёзу».

Это женская песня, которая поется от первого лица. В ней рассказывается о героине, судя по всему, выданной замуж за старого и нелюбимого, которая собирается пойти в рощу, срезать с берёзы пруты и сделать музыкальные инструменты, которыми она будит старого мужа и/или молодого возлюбленного, и предлагает ему/им различные предметы, чтобы он/они могли со сна привести себя в порядок.

Полный (канонический) текст песни:

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли люли стояла,
Люли люли стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли люли заломати,
Люли люли заломати.

Я ж пойду погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли люли заломаю,
Люли люли заломаю.

Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка,
Люли люли три гудочка,
Люли люли три гудочка.

Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку,
Люли люли балалайку,
Люли люли балалайку.

Пойду на новые на сени,
Стану в балалаечку играти,
Люли люли играти,
Люли люли играти.
.
Стану я старого будити,
Встань ты мой старый проснися,
Люли люли проснися,
Люли люли проснися.

Борода седая пробудися,
Вот тебе помои умойся,
Люли люли умойся,
Люли люли умойся.

Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися,
Люли люли помолися,
Люли люли помолися.

Существует еще редкий куплет, где сравниваются достоинства молодого и старого мужчины.

Выражение «белую берёзу заломати», вероятней всего, ведёт своё происхождение из древнего обряда, во время которого, в частности заламывали берёзу, нагибая её ствол к земле и переплетая с травой.
«Семичный обряд» кумления, связанный по некоторым предположениям, с совершеннолетием, состоял в том, что «в четверг накануне Троицы девушки гурьбой шли в лес, выбирали молодую берёзку и „заламывали“ её, то есть надламывали вершинку и украшали её венком. Вокруг украшенного деревца водили хоровод. Из веточек и травы делали чучело кукушки и сажали его на верхушку берёзки. Затем девушки „кумились“, то есть целовались через завитый на берёзе венок, и после этого обменивались нательными крестами. Считалось, что „покумившиеся“ становились друг другу близкими родственниками.
Также указывают на существование обряда, связанного с тем же деревом, целью которого было обеспечение плодородия: молодую берёзу на краю поля срубали, с песнями носили по селу, а затем топили в реке либо же разрубали и разбрасывали по полю, передавая таким образом растительную силу дерева полю.

Восклицание «люли-люли» возможно, является свадебным, а также связанным с языческим богом любви и брака Лелем.

Posted by Igor Skif on 10 ноя 2018, 17:44

from Facebook
Tags: #Спокойной_ночи_взросляки, из Facebook
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments