karl_y_klary (karl_y_klary) wrote,
karl_y_klary
karl_y_klary

Igor

Igor

#Рабочее.
Пока вы там жрете мучное на ночь и пьете вредный вкусный алкоголь - кто-то работает, например я.
Редактирую новую фундаментальную книгу Владимира Борисовича Фейертага о джазе. Поделюсь любопытным пассажем, связанным с реакцией М. Горького на джаз в известной статье "о музыке толстых". У Владимира Борисовича - очень интересное замечание с позиции взаимоотношения "отцов и детей":

"1928 год. Горький ещё в Италии, но ... классика уже приглашают приехать, посетить, посмотреть молодую социалистическую страну, оценить новую культурную политику. Алексей Максимович посылает статьи в советские газеты. Никто конкретно не заказывал ему статью «О музыке толстых», она появилась в «Правде» 18 апреля совсем неожиданно, после того как Горький получил несколько
писем из России с просьбой оценить последние достижения человечества. Среди этих достижений — изобретение радио. Да, замечательная новинка, отмечает Горький, но звучащая по радио музыка его не устраивает.
Напомним текст: «Это — радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров».
А как Горький узнал, что на пластинке записан негритянский оркестр? В конце 20-х годов по радио передавали танцевальную музыку без всяких объявлений и комментариев. А, может быть, это информация от сына Максима, который коллекционировал пластинки с танцевальной музыкой, и его патефон, звучавший по вечерам на первом этаже каприйского особняка, писателя раздражал?"
_________
Меня заинтересовал этот пассаж (это уже я пишу, а не не ВБФ), и я решил побольше узнать - какие отношения были у Горького с сыном Максимом. В сети нашел любопытный художественный очерк (автора мне точно установить не удалось). Делюсь отрывками:
_______
"Как всегда по субботам, шумное население горьковской виллы фланировало по Сорренто в махровых халатах и тюрбанах из полотенец, с мочалками в руках — в отеле «Минерва», что стоял через дорогу от них, раз в неделю арендовали семь ванн, и, чтобы вымылись все, едва хватало времени с обеда до ужина (народу у Горького жило много: родня, друзья, родня друзей, друзья родни друзей, а также какие-то вообще неясно откуда прибившиеся граждане)…
Правда, нынешний субботний вечер был омрачен небольшой семейной ссорой. Сын Алексея Максимовича Максим — тридцатилетний, лысоватый, но неизменно живший с папашей — и его красавица жена Тимоша, за декоративность, безмолвность и отсутствие малейшей мысли в голове прозванная Горьким «прекрасным растением», одновременно взялись что-то рисовать и не поделили карандаши. На шум, весь в клубах табачного дыма, явился художник Ракицкий, живший у Горького уже несколько лет в особой, никогда не проветривавшейся комнате (от свежего воздуха у Ракицкого почему-то болела голова). Он надсадно кричал: «Максим, сейчас же отдай карандаш Тимоше! Ты старше, ты должен уступить!»"
***
"Максим почти всегда был при отце, и Горький чрезвычайно привязался к сыну, полюбив его несколько странной, абсолютно нетребовательной, словно животной любовью, заботясь только о том, чтобы тот был сыт и весел. Горький не задавался вопросом: отчего сын в тридцать лет не интересуется ничем, кроме тенниса, мотоциклетки, уголовных романов и синематографа. Максим никогда и нигде не работал, за исключением первых послереволюционных лет в России. ... Когда в 1927 году Горькому пришло время выбирать: возвращаться домой или остаться в Сорренто, Максим горячо уговаривал отца ехать. Ведь Дзержинский обещал подарить ему автомобиль!" ..."
____
Это опять уже я пишу: Если принимать атмосферу дома на Капри и отношения с 30-летним сыном подобным образом, то, вполне вероятно, модная Максимина музыка, которая мешала отдыхать и работать - вполне могла раздражать писателя. А если учесть, что рваная ритмичная музыка не понравилась Горькому еще в 1906 году (Горький тогда посетил Америку, слышал в цирке "оркестр негров", описание которого добавило каплю желчи в его критическую статью о США "Город Желтого Дьявола"... Но в Америке ему не понравилось с самого начала, когда их отказались селить в одном номере отеля с его гражданской женой Андреевой, объявив, что у них - христианская страна и жить в одном номере с любовницей нельзя.) - можно и здесь искать еще одну причину написания резкой анти-джазовой статьи "О музыке толстых" на целые десятилетия определившую официальное отношение к джазу в СССР.

На фото: Горький с сыном Максимом

Posted by Igor Skif on 4 дек 2018, 07:06

from Facebook
Tags: #Рабочее, из Facebook
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments