karl_y_klary (karl_y_klary) wrote,
karl_y_klary
karl_y_klary

Igor

Igor

- "А не поговорить ли нам о суках?", неожиданно спросил меня внутренний голос интонциями Славой Жижека.
- "Ну разве что исключительно в контексте фильмов Дэвида Линча" - деликатно отозвался я.
Около ноутбука у меня валяется книга Жижека "Искусство смешного возвышенного (о фильмах Дэвида Линча)". И эта книга, на мой взгляд, просто создана для того, чтобы цитировать ее :
***
Загадка новой femme fatale заключается в том, что в отличие от классической, она полностью прозрачна (явно принимает роль расчетливой стервы, идеальное воплощение того, что Бодрийяр назвал "прозрачностью зла"), ее загадочность не исчезает.
Здесь мы встречаемся с парадоксом, замеченным еще Гегелем: иногда полное саморазоблачение и прозрачность, т.е. осознание того, что нет никакого спрятанного содержания, делает субъект более привлекательным; иногда быть полностью откровенным - наиболее эффективный и коварный способ обмануть других.
По этой причине femme fatale неонуара имеет непреодолимую, соблазнительную власть над своими бедными партнерами: ее стратегия - обманывать их, открыто говоря им правду. Мужчина-партнер не способен принять этого; он отчаянно цепляется за убеждение, что за холодным, расчетливым образом должно быть золотое сердце, которое необходимо спасти; что на самом деле она способна испытывать теплые человеческие чувства, а холодный, расчетливый подход - это лишь один из видов защитной реакции.
Стоит вспомнить хорошо известную фрейдовскую шутку: "Почему ты говоришь, что поедешь в Лемберг, когда на самом деле ты поедешь в Лемберг?". Основной имплицитный упрек партнера-сосунка к новой femme fatale может быть сформулирован так: "Почему ты ведешь себя как будто ты холодная сука-манипулятор, когда на самом деле ты просто холодная сука-манипулятор?.
В этом заключается фундаментальная неясность характера Линды Фиорентино: ее поступок нельзя рассматривать как правильный этический акт, она представлена как одержимое существо, субъект с дьявольской волей, который идеально осознает то, что делает. Она полностью владеет своими действиями, т.е. безнравственность ее желаний соответствует безнравственности ее действий. Следовательно, фантазия в мире неонуара не уничтожена. Femme fatale остается мужской фантазией - фантазией встретить идеального субъекта в облике абсолютно развратной женщины, которая полностью осознает то, что она делает и желает.

Posted by Igor Skif on 29 янв 2019, 19:10

from Facebook
Tags: из Facebook
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments