?

Log in

No account? Create an account

журнал. интересное

Previous Entry Next Entry
Igor
karl_y_klary
Igor

- "А не поговорить ли нам о суках?", неожиданно спросил меня внутренний голос интонциями Славой Жижека.
- "Ну разве что исключительно в контексте фильмов Дэвида Линча" - деликатно отозвался я.
Около ноутбука у меня валяется книга Жижека "Искусство смешного возвышенного (о фильмах Дэвида Линча)". И эта книга, на мой взгляд, просто создана для того, чтобы цитировать ее :
***
Загадка новой femme fatale заключается в том, что в отличие от классической, она полностью прозрачна (явно принимает роль расчетливой стервы, идеальное воплощение того, что Бодрийяр назвал "прозрачностью зла"), ее загадочность не исчезает.
Здесь мы встречаемся с парадоксом, замеченным еще Гегелем: иногда полное саморазоблачение и прозрачность, т.е. осознание того, что нет никакого спрятанного содержания, делает субъект более привлекательным; иногда быть полностью откровенным - наиболее эффективный и коварный способ обмануть других.
По этой причине femme fatale неонуара имеет непреодолимую, соблазнительную власть над своими бедными партнерами: ее стратегия - обманывать их, открыто говоря им правду. Мужчина-партнер не способен принять этого; он отчаянно цепляется за убеждение, что за холодным, расчетливым образом должно быть золотое сердце, которое необходимо спасти; что на самом деле она способна испытывать теплые человеческие чувства, а холодный, расчетливый подход - это лишь один из видов защитной реакции.
Стоит вспомнить хорошо известную фрейдовскую шутку: "Почему ты говоришь, что поедешь в Лемберг, когда на самом деле ты поедешь в Лемберг?". Основной имплицитный упрек партнера-сосунка к новой femme fatale может быть сформулирован так: "Почему ты ведешь себя как будто ты холодная сука-манипулятор, когда на самом деле ты просто холодная сука-манипулятор?.
В этом заключается фундаментальная неясность характера Линды Фиорентино: ее поступок нельзя рассматривать как правильный этический акт, она представлена как одержимое существо, субъект с дьявольской волей, который идеально осознает то, что делает. Она полностью владеет своими действиями, т.е. безнравственность ее желаний соответствует безнравственности ее действий. Следовательно, фантазия в мире неонуара не уничтожена. Femme fatale остается мужской фантазией - фантазией встретить идеального субъекта в облике абсолютно развратной женщины, которая полностью осознает то, что она делает и желает.

Posted by Igor Skif on 29 янв 2019, 19:10

from Facebook